Статья "Деятельность социальный педагог в современной школе"



Деятельность  социальный педагог в современной школе.

 
Всё  изменилось в современном мире - отношение  учителей и детей, детей и родителей. Новое качество образования  требует и нового отношения к детям.  Но какие бы реформы не проводились  в российском образовании, какие бы  подходы  не отыскивались, какие бы модные  понятия не вводились  в педагогический  обиход, нам никуда не уйти от главного вопроса воспитания.  Как оживлять  и обогащать внутреннюю энергию самого ребёнка, направленную на развитие себя – укрепления своего духа, расширения познания, развитие своих  умений, социального опыта, то есть на становление собственной жизнеспособности.
Общество сегодня окончательно убедилось в том, что образование, если оно сведено  только к обучению, приводит к нежелательному  результату: растущий человек  постепенно теряет интерес   к самому себе, а затем и к своему развитию,  к своей судьбе, вообще к жизни. Ребёнок  начинает ощущать себя одиноким  перед  учебными и другими трудностями. Отсутствие уверенности в себе сопровождается  развитием тревожности, замкнутости, напряжённости, агрессии.
Сегодня важно вернуть  школе  дух доброты и взаимопонимания , статус «тёплого дома», где ребёнок овладевает  опытом человеческой жизни.  Именно поэтому главную единичку школы- ученический класс, первый сознательно осваиваемый  ребёнком микросоциум необходимо сделать  семьёй, где  растущего человека слышат и понимают, где  можно наиболее нетравматично научиться строить отношения - ссориться и мириться, спорить и уступать, проявлять свои убеждения, договариваться.
В школе, не так давно, появились новые воспитатели -  социальные педагоги , чья деятельность основывается на принципе причастности личности и семьи к любым  общественным институтам. Социальный педагог обеспечивает допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, подростков; выполняет роль « третьего лица», посредника, связующего звена между личностью и обществом.

 Социальный педагог является адвокатом ребёнка, который  способен поддержать его советом, делом в любой жизненно трудной ситуации, как в учебе, так и в личных отношениях в собственной семье, с друзьями.
Особенно трудно это делать, когда семья, в которой  воспитывается ребёнок,  не считает нужным  идти на  сотрудничество с социальным педагогом  и принимать ту помощь, которую специалист способен дать.
Все мы понимаем, что в семье  накапливается жизненный опыт, формируются нормы общественного  поведения, воспитывается  отношение  к культурным ценностям, формируется  опыт человеческого взаимопонимания, характер ребёнка. Воспитание ребёнка начинается в семье и во многом зависит от образа жизни самих родителей.
Вообще, нужно отметить, что современные семьи нашего района в настоящий момент  развиваются в условиях некоторых противоречий. С одной стороны, наблюдается поворот общества  к проблемам и нуждам  семьи, разрабатываются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей, существуют специальные  центры помощи семье, детям. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, безработица, которая  приносит падение  жизненного  уровня большинства семей, большая часть родителей вынуждена  искать  заработок в другой местности, дальних городах, оставлять детей  на воспитание своим родителям. Тем самым, ограничивая  своих детей в получение должного воспитания, родительской любви, внимания и заботы. Это и рост  числа разводов, отрицательно влияющих на психику ребёнка, увеличение числа  неполных, неблагополучных семей, теперь так называемых семей находящихся в социально опасном положении (зачастую, это целые поколения), увеличение количества   опекаемых детей при живых родителях.
Значительная часть детей отдаляется от своих родителей. Многие родители не имеют времени и желания заниматься  своими детьми. Огромная ответственность  за воспитание подрастающего поколения  в таких случаях ложится на школу, учителей, социальных педагогов, психологов.
Деятельность социального педагога, работающего в школе -  необходима, трудна и, зачастую, неблагодарная. Ежедневный труд не всегда заметен, так как  обычно под успешной   работой подразумевается высокий результат: добросовестно, качественно  потрудился в каком- либо учебном направление, достойно выступил со  своей работой, занял призовое место, получил грамоту, диплом - оправданная и заслуженная ситуация успеха как ребёнка, так и учителя.
В работе социального  педагога всё намного сложнее, и судить о результатах  можно по-разному. Категории семей, с которыми в основном ведется работа,   относится к категории «группы риска». И наладить просто контакт с такой семьёй, чтобы тебе открывали дверь, принимали твои советы, помощь не «в штыки», а пытались услышать и что-то  изменить в своей жизни,  выстроить доверительные отношения с ребёнком, которого считают хулиганом и «трудным»-  это уже успешный результат.

 Вовремя увидеть проблемы ребёнка,  правильно сделать прогноз ситуации, принять необходимые меры, входящие в компетенцию социального педагога, тактично , а иногда бережно, подключить другие профилактические службы - это тоже успешный результат. И уж совсем  не принято  считать, что не всегда благополучный исход работы - это тоже результат работы , кропотливый и тяжёлый труд.
  Задача, которую ставит  социальный педагог в своей работе, наверное  покажется простой - обеспечить ребёнку комфортные  психологические условия работы в школе, помочь ему разрешить его, порой недетские проблемы.
Для этого нужно, чтобы ребёнок пришёл в школу, чтобы родители  интересовались положением дел  своего чада в школе, шли на контакт со специалистом, принимали  рекомендации по воспитанию своего ребёнка.
За кадром остаётся, как порой трудно помочь преодолеть все препятствия, которые возникают у ребёнка в семье.
 Социальный педагог искренне рад, когда его подопечный добивается какого-либо успеха: в учебе, в кружковой занятости, в соревнованиях, когда в семье, с которой он работает, наступает период просветления, всё налаживается, даже если это опять всё краткосрочно.
Социальный педагог призван помогать детям, семье, в которой он воспитывается. И, конечно,  неверно мнение о том, что  некоторые семьи и дети,  воспитывающиеся в них,  не  встают на путь исправления, ввиду того, что социальный педагог профессионально не состоялся,  или  профилактические службы села, района, города   работают «спустя рукава».
Здесь всё намного шире и глубже.
Думаю, что если родители знают, о том, что в школе, в которой учится их ребёнок есть социальный педагог, сами приходят со своей проблемой , и не обязательно это семья «группы риска», если ребёнок, считает возможным со своими трудностями , вопросами  обратиться не только к классному руководителю, но и имея выбор, приходит за советом к социальному  педагогу, значит это успешный результат  деятельности социального педагога,  работающего в школе.


Ирина  Пуртова,
социальный педагог, инспектор по охране прав детства
МКОУ «Большереченская СОШ № 1».
Отправить комментарий