Деятельность социальный педагог в современной школе.
Всё изменилось в современном мире -
отношение учителей и детей, детей и
родителей. Новое качество образования
требует и нового отношения к детям.
Но какие бы реформы не проводились
в российском образовании, какие бы
подходы не отыскивались, какие бы
модные понятия не вводились в педагогический обиход, нам никуда не уйти от главного
вопроса воспитания. Как оживлять и обогащать внутреннюю энергию самого
ребёнка, направленную на развитие себя – укрепления своего духа, расширения
познания, развитие своих умений,
социального опыта, то есть на становление собственной жизнеспособности.
Общество сегодня
окончательно убедилось в том, что образование, если оно сведено только к обучению, приводит к
нежелательному результату: растущий
человек постепенно теряет интерес к самому себе, а затем и к своему
развитию, к своей судьбе, вообще к
жизни. Ребёнок начинает ощущать себя
одиноким перед учебными и другими трудностями. Отсутствие
уверенности в себе сопровождается
развитием тревожности, замкнутости, напряжённости, агрессии.
Сегодня важно
вернуть школе дух доброты и взаимопонимания , статус
«тёплого дома», где ребёнок овладевает
опытом человеческой жизни. Именно
поэтому главную единичку школы- ученический класс, первый сознательно
осваиваемый ребёнком микросоциум
необходимо сделать семьёй, где растущего человека слышат и понимают, где можно наиболее нетравматично научиться
строить отношения - ссориться и мириться, спорить и уступать, проявлять свои
убеждения, договариваться.
В школе, не так давно, появились новые воспитатели
- социальные педагоги , чья деятельность
основывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Социальный педагог
обеспечивает допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации
детей, подростков; выполняет роль « третьего лица», посредника, связующего
звена между личностью и обществом.
Социальный педагог
является адвокатом ребёнка, который способен поддержать его советом, делом в любой
жизненно трудной ситуации, как в учебе, так и в личных отношениях в собственной
семье, с друзьями.
Особенно трудно это
делать, когда семья, в которой
воспитывается ребёнок, не считает
нужным идти на сотрудничество с социальным педагогом и принимать ту помощь, которую специалист
способен дать.
Все мы понимаем, что в
семье накапливается жизненный опыт,
формируются нормы общественного
поведения, воспитывается отношение к культурным
ценностям, формируется опыт
человеческого взаимопонимания, характер ребёнка. Воспитание ребёнка начинается
в семье и во многом зависит от образа жизни самих родителей.
Вообще, нужно отметить,
что современные семьи нашего района в настоящий момент развиваются в условиях некоторых противоречий.
С одной стороны, наблюдается поворот общества
к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются
комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в
воспитании детей, существуют специальные
центры помощи семье, детям. С другой стороны, наблюдаются процессы,
которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, безработица,
которая приносит падение жизненного
уровня большинства семей, большая часть родителей вынуждена искать
заработок в другой местности, дальних городах, оставлять детей на воспитание своим родителям. Тем самым,
ограничивая своих детей в получение
должного воспитания, родительской любви, внимания и заботы. Это и рост числа разводов, отрицательно влияющих на
психику ребёнка, увеличение числа
неполных, неблагополучных семей, теперь так называемых семей находящихся
в социально опасном положении (зачастую, это целые поколения), увеличение
количества опекаемых детей при живых родителях.
Значительная часть
детей отдаляется от своих родителей. Многие родители не имеют времени и желания
заниматься своими детьми. Огромная
ответственность за воспитание
подрастающего поколения в таких случаях
ложится на школу, учителей, социальных педагогов, психологов.
Деятельность социального
педагога, работающего в школе -
необходима, трудна и, зачастую, неблагодарная. Ежедневный труд не всегда
заметен, так как обычно под
успешной работой подразумевается
высокий результат: добросовестно, качественно
потрудился в каком- либо учебном направление, достойно выступил со своей работой, занял призовое место, получил
грамоту, диплом - оправданная и заслуженная ситуация успеха как ребёнка, так и
учителя.
В работе социального педагога всё намного сложнее, и судить о
результатах можно по-разному. Категории
семей, с которыми в основном ведется работа, относится к категории «группы риска». И
наладить просто контакт с такой семьёй, чтобы тебе открывали дверь, принимали
твои советы, помощь не «в штыки», а пытались услышать и что-то изменить в своей жизни, выстроить доверительные отношения с ребёнком,
которого считают хулиганом и «трудным»-
это уже успешный результат.
Вовремя увидеть проблемы ребёнка, правильно сделать прогноз ситуации, принять
необходимые меры, входящие в компетенцию социального педагога, тактично , а
иногда бережно, подключить другие профилактические службы - это тоже успешный
результат. И уж совсем не принято считать, что не всегда благополучный исход
работы - это тоже результат работы , кропотливый и тяжёлый труд.
Задача,
которую ставит социальный педагог в
своей работе, наверное покажется простой
- обеспечить ребёнку комфортные психологические
условия работы в школе, помочь ему разрешить его, порой недетские проблемы.
Для этого нужно, чтобы
ребёнок пришёл в школу, чтобы родители
интересовались положением дел своего чада в школе, шли на контакт со
специалистом, принимали рекомендации по
воспитанию своего ребёнка.
За кадром остаётся, как
порой трудно помочь преодолеть все препятствия, которые возникают у ребёнка в
семье.
Социальный педагог искренне рад, когда его
подопечный добивается какого-либо успеха: в учебе, в кружковой занятости, в
соревнованиях, когда в семье, с которой он работает, наступает период
просветления, всё налаживается, даже если это опять всё краткосрочно.
Социальный педагог
призван помогать детям, семье, в которой он воспитывается. И, конечно, неверно мнение о том, что некоторые семьи и дети, воспитывающиеся в них, не
встают на путь исправления, ввиду того, что социальный педагог профессионально
не состоялся, или профилактические службы села, района,
города работают «спустя рукава».
Здесь всё намного шире
и глубже.
Думаю, что если
родители знают, о том, что в школе, в которой учится их ребёнок есть социальный
педагог, сами приходят со своей проблемой , и не обязательно это семья «группы
риска», если ребёнок, считает возможным со своими трудностями , вопросами обратиться не только к классному
руководителю, но и имея выбор, приходит за советом к социальному педагогу, значит это успешный результат деятельности социального педагога, работающего в школе.
Ирина
Пуртова,
социальный педагог,
инспектор по охране прав детства
МКОУ «Большереченская СОШ № 1».
Комментариев нет:
Отправить комментарий